ГБОУ Школа1515 (ГКП)
Ох, уж эти трёхлетки...«Кризис 3-х лет у детей» Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это личностная перезагрузка маленького человека. Ребёнок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Изменение позиции ребенка в семье – на «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требующие от близких взрослых своевременной перестройки и принятия новой личности. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. Которым характерны следующие поведенческие особенности: 1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямопротивоположное тому, что ему сказали. 2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает начем–то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство– не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. 3. Строптивость. - направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. 4. Самостоятельность: - ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. 5. Конфликтность: У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте –бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота». 6.Обесценивание обесцениваются старые правила поведения, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя обесцениваются старые привязанности к вещам и т. п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка. *( из книги И. Ю. Кулагиной, В. Н. Колюцкого «Возрастная психология»).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ? *(из книги Н. М. Метеновой «Взрослым о детях») Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении, не идите на уступки.
КАК ПРЕОДАЛЕТЬ КАПРИЗЫ? Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть: - нарушения режима дня; - обилие новых впечатлений; - плохое самочувствие во время болезни; - переутомление (физическое и психическое).
Всё это можно преодолеть , если: - Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку. - Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя». - Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели. - Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
4 февраля 2018 в 20:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.