ГБОУ Школа1515 (ГКП)

Ох, уж эти трёхлетки...

«Кризис 3-х лет у детей»

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это личностная перезагрузка маленького человека. Ребёнок начинает осознавать себя как самостоятельную личность.

Изменение позиции ребенка в семье – на «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требующие от близких взрослых своевременной перестройки и принятия новой личности. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

Которым характерны следующие поведенческие особенности:

1. Негативизм

– ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек.

Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен.

Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямопротивоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство

– это реакция ребенка, который настаивает начем–то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство– не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3. Строптивость.

- направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

4. Самостоятельность:

- ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

5. Конфликтность:

У некоторых детей конфликты с родителями становятся

регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии

войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте –бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота».

6.Обесценивание

обесцениваются старые правила поведения, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя обесцениваются старые привязанности к вещам и т. п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.

*( из книги И. Ю. Кулагиной, В. Н. Колюцкого «Возрастная психология»).


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?

*(из книги Н. М. Метеновой «Взрослым о детях»)

Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении, не идите на уступки.


КАК ПРЕОДАЛЕТЬ КАПРИЗЫ?

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:

- нарушения режима дня;

- обилие новых впечатлений;

- плохое самочувствие во время болезни;

- переутомление (физическое и психическое).


Всё это можно преодолеть , если:

- Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

- Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова

«нельзя».

- Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в

достижении цели.

- Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной

со взрослыми деятельности.


4 февраля 2018 в 20:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.